Общие сведения
Внеучебная и творческая деятельность, организованная в ОУ в ходе реализации Программы воспитания и социализации обучающихся, позволяет создать для обучающихся условия всестороннего развития личности.
Через организацию совместной творческой деятельности в классных коллективах обучающимся показывается приоритет таких общечеловеческих ценностей как Отечество, культура, семья, у школьников формируется уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, качествам личности, которые во все времена отличали русский характер: доброта, достоинство, сострадание, благородство.
Школа бережно хранит традиции. Яркими праздниками, демонстрацией лучших традиций школы являются такие творческие дела, как Праздник Знаний, Посвящение в Первоклассники, Праздник Пятиклассника, Выпускные вечера и Праздники Последнего звонка, празднование Международного Дня семей, Дня Матери. В лучших традициях школы - сотрудничество обучающихся в параллелях, шефство старших над младшими, взаимопомощь в коллективе, доброе отношение к старшим и друг к другу, связь разных поколений учеников, которые поддерживаются и проявляются в таких традиционных делах школы:
· Праздник Знаний;
· Праздничные Новогодние программы;
· Встречи с выпускниками школы;
· Праздник «Широкая Масленица»;
· Уроки толерантности;
· Конкурсные программы;
· Спортивные соревнования;
· Военно-спортивная игра «Зарница»
· Соревнования семейных команд;
· Участие в Благотворительном марафоне «Мир детства»;
· Благотворительные Ярмарки с перечислением средств на лечение больных детей,
· Участие в реализации общественно значимых социальных проектов.
Формирование духовно-нравственного мира обучающихся – находит свое отражение в ряде социальных проектов.
Социальные проекты, реализуемые в МБОУ «СОШ № 42».
С 2013 года действует проект «Мы – разные, мы – вместе», в рамках которого на базе школы в 2015 году открыта армянская воскресная школа.
С 2013 года реализуется творческий проект «Наши таланты. Проба пера», по итогам которого выпускается авторский литературный альманах.
С 2013 года появился и развивается проект «Самый лучший класс», который содействует сплочению классных коллективов, активизирует участие классов в общешкольных делах, развивает инициативу, творчество учащихся, самоуправление в классах, воспитывает ответственность.
С 2014 года реализуется проект «Равные возможности», направленный на формирование благоприятных условий для социализации детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их прав на доступное и качественное образование в рамках федерального проекта «Доступная среда».
С 2014 года работает научное общество учащихся «Мудрая сова» по двум направлениям: эколого-биологическое, историко-культурологическое.
С 2014 года реализуется дополнительная предпрофессиональная программа «Школьная газета «42 квартал».
С 2014 года работает театральная студия «Эксперимент».
В 2014 г., 2015 г. – реализуется проект «Бизнес-школа в школе № 42» в рамках дополнительной образовательной программы «Финансовая грамотность для детей в возрасте 6-17 лет» (66 выпускников бизнес-школы за два года).
С 2014 года – волонтёрский проект «Дети-детям», который объединяет акции милосердия, благотворительные концерты и ярмарки, праздники, спектакли, игры с детьми.
2014-2016 годы – апробация автоматизированной систему оплаты питания школьников.
2015-2016 учебный год – организован дистанционный курс для учащихся старших классов «Выбери профессию и бизнес» в рамках региональной программы «Ты – предприниматель».
С 2017 года на базе школы открыта региональная стажировочная площадка «Повышение качества образования через реализацию инициатив участников образовательного процесса».
С 2017 года функционирует школьный отряд Российского движения школьников (РДШ).
С 2017 года действует отряд «Юнармия» – всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение (ВВПОД).
С 2018 года реализуется проект по развитию финансовой грамотности и профориентации «День Бизнеса», на реализацию которого в 2019 году получили федеральный грант;
С 2018 года – открыт профориентационный кружок школьной телестудии «Первое мобильное школьное телевидение «42 квартал ТВ»;
С 2018 года реализуется проект «Легенды спорта – детям» по привлечению школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни;
С 2019 года действует школьный отряд волонтеров - медиков «Все в твоих руках», участники которого прошли обучающий курс авторского проекта «Следуй за нами» в количестве 70 часов в рамках Федерального направления «Профориентация школьников в медицину» ВОД «Волонтеры – медики»;
с 2019 года реализуется проект «Шахматы – верный путь к успеху»;
с 2019 года участвуем во Всероссийском проекте «Имя героя – школе».
С 2013 года идет реализация социального проекта «Развитие школьного самоуправления», направленного на создание системы активного конструктивного деятельностного взаимодействия всех участников образовательного процесса; в течение шести лет ежегодно в школе проходят выборы президента Совета обучающихся; реализуется план вовлечения родителей в образовательный процесс, разработаны методики, дорожные карты; родители – активные участники школьной жизни, вместе с детьми они участвуют в реализации социально значимых проектов: в школе появились тренажерный зал для занятий спортом, два кабинета дополнительного образования, горячая вода в школьной столовой, функционирует театральная студия, школьные СМИ.
Безпроекта «Развитие школьного самоуправления» немыслима школьная жизнь. Он входит как составная часть в Программу воспитания и социализации обучающихся и имеет своей целью реализацию права обучающихся на участие в управлении школой, активизацию деятельности органов ученического самоуправления, развитие самостоятельности учащихся при решении школьных вопросов, поддержку и развитие инициатив учащихся, их творчества, формирование лидерских качеств, воспитание чувства ответственности за результаты собственной деятельности. Ежегодно в конце календарного года в школе проходят выборы Председателя Совета обучающихся. Всё очень серьёзно, это настоящая избирательная кампания с агитацией, программами кандидатов, дебатами. В день выборов все учащиеся с 1 по 11 класс принимают участие в голосовании. Итог – каждый избранный Председатель Совета обучающихся стремится выполнить свои предвыборные обещания. Как результат - жизнь ребят становиться более интересной, насыщенной, и самое главное, планированием и реализацией инициатив школьников занимаются активисты из среды ребят.
2019 год начался с активной деятельности вновь избранного Президента школы Лещенко Александра. В то же время не устранился от общественных дел прежний лидер школьного самоуправления Ткачев Роман. Рождественская встреча активистов «За чашкой чая» была своего рода «мозговым штурмом», определившим на весь 2019 год календарь интересных дел: был предложен ряд интересных мероприятий и проектов. Важно и то, что кандидаты в Президенты, набравшие меньшее число голосов на Выборах, не разочаровались (после выборов не было обиженных). Медведева Дарья и Разиньков Сергей возглавили культурно-массовый и спортивный комитет при Совете обучающихся и продолжили реализацию своих предвыборных программ: Фестиваль юных талантов, спортивные соревнования в параллелях по игровым видам спорта, Чемпионат по финансовой грамотности, вышедший на уровень города, «День бизнеса», общешкольный чемпионат по шахматам набрал максимальное число участников – 46 человек. А Медведева Дарья со 2-й попытки на новых выборах 12 декабря 2019 года одержала уверенную победу и возглавила Совет обучающихся.
Структура классных органов ученического самоуправления постоянно реформируется.
Идет активное вступление обучающихся во Всероссийскую общественную организацию «Российское движение школьников», «Юнармию».
С 2017 года действует отряд «Юнармия» – всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение (ВВПОД). В 2019 году отряд юнармейцев составили 28 школьников с 3 по 11 класс.
Активизировался в 2019 году волонтерский корпус. И хотя 17 старшеклассников на Торжественных мероприятиях, посвященных вручению аттестатов об ООО и СОО выпускникам 9-х и 11-х классов, вместе с аттестатами получили и книжки волонтера. В течение года волонтерский отряд постоянно пополнялся новыми членами, и на конец 2019 года отряд уже насчитывает 45 человек (включая волонтеров-медиков). Все они имеют книжки волонтера.
Этой же цели - развитию школьного самоуправления – служит и проект «Самый классный класс». Идея общественно и социально значимого проекта «Самый классный класс» родилась в ходе проведения школьного конкурса на лучший классный коллектив. Почему он получил статус проектной деятельности? Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. По методу проектной деятельности может быть выполнена работа самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой на научно – практической конференции. Под проектом понимается любая совместная работа ради познания в любой области, которая является важной и актуальной для учащихся. Такой вид проектной деятельности организуется по принципам интеграции, т.е. объединяет в себе несколько разновидностей проекта. Его можно назвать творческим, практикоориентированным, т.к. это и коллаж, и спектакль, и агитбригада, и научное исследование. А если так, то желание учащихся принимать участие в управлении ОУ, в решении насущных проблем будет способствовать формированию у них более четкой и осознанной гражданской позиции, позволит повысить их социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Это – задачи, которые призвана решать Программа воспитания и социализации обучающихся. Фактически ученическое самоуправление находит воплощение в виде проекта, приобретает и берет на себя функции и задачи проектной деятельности. При определении лучшего классного коллектива учитываются многие критерии, среди которых участие в школьных, городских, региональных мероприятиях и исследовательской работе, учебные достижения, итоги рейдов «Внешний вид», качество дежурства классов по школе, участие в трудовых акциях. Победители определяются по параллелям, лучшие коллективы награждаются грамотами и сладкими пирогами. Общешкольный проект «Самый лучший класс» содействует сплочению классных коллективов, активизирует участие классов в общешкольных делах, развивает инициативу, творчество учащихся, самоуправление в классах, воспитывает ответственность. В смотре-конкурсе «Самый лучший класс» принимают участие все коллективы с 1 по 11 класс. Так появился и продолжает свое развитие проект «Самый классный класс». Данный проект стимулирует также творческую активность самих педагогов. В 2019 году классный руководитель 7В класса Панькова Т.М. приняла участие в городском этапе творческого конкурса «Самый классный классный» и заняла призовое 3-е место. Закономерно, что по итогам 2018 - 2019 уч. года ее классный коллектив в параллели 7-х классов занял 1-е место.
Проект «Дети-детям». В настоящее время очень важным направлением в воспитании детей представляется нам развитие милосердия. Развитие в детях доброты, сопереживания служит ярким образцом противостояния жестокому миру, воздействует на их самовоспитание. Очень важной формой своей деятельности мы считаем организацию и проведение различных благотворительных акций. Школьники очень увлечены своей деятельностью «творить на благо», им нравится дарить людям радость и тепло. Так реализуется наш волонтёрский проект «Дети - детям». Он объединяет акции милосердия, благотворительные спектакли, праздники, ярмарки, игры с детьми и другие мероприятия. В 2019 году школьники продолжили участие в благотворительных акциях, миротворческих программах регионального отделения Фонда Мира. Более 80 обучающихся приняли участие в традиционных городских акциях, конкурсах, организованных Центром мира совместно с Курским епархиальным управлением: «Пасхальная радость», «Дорога к храму». В 2019 году на счет Благотворительного Марафона «Мир детства» было перечислено 10 000 руб.
Проект «Школьная газета «42 КВАРТАЛ». Цель проекта: создание условий для всестороннего творческого развития личности школьника, духовно-нравственного воспитания, социализации, формирования активной гражданской позиции учащихся. Результат проекта - школьная газета «42 квартал». Сегодня газета «42 квартал» (руководитель Панькова Т.М.!) стала неотъемлемой частью школьной жизни. Спортивные, научные мероприятия, культурные события все это находит отражение в школьной газете. На двадцати страницах расположены разноплановые материалы. Ребята учатся писать легко, увлекательно и корректно о сложных вещах, помогая друг другу. Они прочувствовали на себе, что такое настоящая журналистика. И эти труды уже получили признание. Читателями газеты являются наши ребята, учащиеся соседних образовательных учреждений, родители, жители микрорайона и жители нашего города.
Успешно продолжается работа над самым новым проектом «Первое мобильное школьное телевидение «42 квартал ТВ». Цель проекта – та же, что и газеты: создание условий для всестороннего творческого развития личности школьника, духовно-нравственного воспитания, социализации, формирование активной гражданской позиции учащихся. Но результат проекта - превзошел все ожидания и прогнозы. Сегодня без съемки школьного телевидения не обходится ни одно значимое школьное событие, более того, корреспонденты школьного ТВ - в гуще всех событий. Каждый выпуск школьного мобильного телевидения«42 квартал ТВ»регистрирует тысячи просмотров. А они выходят еженедельно. Как победитель регионального конкурса проектов «Медиашкола «РДШ», коллектив «Первого мобильного школьного телевидения «42 кварталТВ»был награжден поездкой на Всероссийскую смену РДШ «Большой школьный пикник» во ВДЦ «Смена». В мае пять учащихся – активистов проекта приняли участие в работе смены актива РДШ по направлению «Работа корреспондентского корпуса». Восемь учащихся школы – корреспонденты и ведущие новостей «Первого мобильного школьного телевидения «42 квартал ТВ» приняли участие в профильной сменелетнего загородного лагеря актива Курской области по программе КРОО ОГДЮО «РДШ» (август 2019).
Новое направление с 2019 года в своей деятельности взял проект «Летопись школы», старт которому был дан в юбилейном для школы 2012 году - году ее 50-летия. И хотя не останавливается работа над созданием школьной летописи, продолжается сбор сведений об известных выпускниках школы, восстановление основных этапов деятельности ОУ в различные периоды нашей истории, прошли встречи выпускников, посвященные 40-летию, 35-летию выпуска, но в 2019 году классным коллективам 10А, 10Б, 8А, 8В, 6А, 5А, 4В, 2А классов удалось объединить свои усилия, оформив материалы в поисково-исследовательском проекте о выпускниках, посвятивших свою жизнь служению Родине, «Есть такая профессия – Родину защищать!» (Выпускники-офицеры ВС РФ).
С 2014 – 2015 года реализуется проект «Бизнес-школа в школе № 42» в рамках дополнительной образовательной программы «Финансовая грамотность для детей в возрасте 6-17 лет» (66 выпускников бизнес-школы за 2 года). С 2016 года этот проект получил новое направление развития – учащиеся включились в освоение дистанционного курса «Выбери профессию и бизнес» в рамках региональной программы «Ты – предприниматель». С 2017 года этот проект, получивший региональный статус, перешел на базу нашей школы как финансово-предпринимательская школа будущих бизнесменов «День бизнеса».
С каждым годом растет число учащихся школы - активистов Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственной детско-юношеская организации, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. В 2019 году школьный корпус РДШ принимал активное участие во многих региональных конкурсах и мероприятиях. В копилке достижений - призовые места в интеллектуально-познавательных играх клубов РДШ города Курска.
В 2019 году на базе МБОУ «СОШ № 42» г. Курска была создана первичная ячейка общественно-государственной детско-юношеской организации - Российского Движения Школьников.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. РДШ объединяет в себе уже существующие детские движения в школе.