ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сегодня 9 декабря в День Героев Отечества наш Музей открывает новую рубрику "Правнукам - о солдатах Великой Отечественной..."

Внеучебная и творческая деятельность

0369991

На страничках ВК мы будем рассказывать о солдатах и командирах, полках и отдельных подразделениях, прошедших суровыми дорогами войны. Мы будем говорить правду о войне, которую услышали от очевидцев событий и которую хотим передать своим ровесникам, а в будущем - детям и внукам.

Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны носил по-настоящему массовый характер. Этот рассказ - о боевом пути и героизме солдат и офицеров 1031-го стрелкового полка, который выполняя приказы командования, то врастая в землю, стоял насмерть, не отступая перед врагом, то стремительно двигался вперед, сокрушая вражеские позиции. 1031-й стрелковый полк - "полк усачей" - был для фашистов страшнее минного поля. Одно слово "УСАЧИ" приводило немцев в панику. Бесстрашной легендарной личностью был и сам командир 1031 стрелкового полка - Новиков Иван Миронович (фото 1). Бывший разведчик, командир батальона, 1943 год подполковник Новиков И.М. встретил в должности командира полка, с которым он встал в оборону на землях Брянщины. Наступление началось 3 января. Полк Новикова, почти целиком поставленный на лыжи, уже в течение первых суток продвинулся вперед на 40 километров, оставив позади себя на "милость" нашего второго эшелона полуразбитые колонны фашистов. Достигнув затем станции Солнцево и захватив на ней армейские склады неприятеля, 1031-й стрелковый полк, как и другие наши части, занял оборону на знаменитой впоследствии Орловско - Курской дуге, недалеко от городка Тростинец (фото 2).

До середины лета 1943 года здесь было всем известное ныне великое противостояние двух крупнейших войсковых группировок, одна из которых готовилась к решающему наступлению, другая - к неприступной обороне с последующим переходом в контрнаступление.
Начиная от переднего окопа и кончая корпусным командным пунктом, на всем этом пространстве ничего не выдавало присутствия войск. Все ушло под землю в хорошо замаскированные траншеи и окопы. 1031-й полк со своим командиром всем своим существом прирос к занимаемой позиции (фото 3).

И вот 5 июля, после нашего упреждающего огневого удара, оправившийся враг, выполняя приказ фюрера, двинулся вперед стальной танковой грудью. Встреченный многоствольным огнем, он тем не менее вломился на наши позиции. Вломился и... завяз, запутался здесь в огневом лабиринте. Подбитые и подорванные танки противника или намертво останавливались, или яростно кружились, разворачивая наши траншеи, окопы, блиндажи. Вражеские танки исчислялись сотнями, тысячами! Да еще и артиллерия с авиацией, не говоря уж о пехоте. После трехдневного ожесточенного сражения, когда первая линия траншей была уже до основания перепахана вражескими танками и авиабомбами, полк Новикова организованно отошел своим правым флангом на второй рубеж обороны.
КП его разместился здесь, в заранее оборудованном блиндаже с тремя накатами толстенных дубовых бревен. А сверху - камни, песок. Но противник - то сокрушал оборону наших войск железом! И вот снова немецкие танки на наших позициях. А один вполз на КП и, крутясь в разные стороны, выворачивает и спихивает с блиндажа его покрытие. Бойцы-связисты, подключившись к телефонной линии, доложили командиру полка о совершающейся у него над головой диверсией. А тот и сам слышал, как скрежещут над ним камни и бревна. Но третий рубеж обороны Новиков считал для себя уже излишним. Тем более, что бревна над головой пока только поскрипывали. И связь с батальонами лишь проводная прервалась. И он обходился рацией. И потому не покидал осажденного КП целых два часа. А их вполне хватило, чтобы танк тот поджечь, а в целом противника отбросить, а затем и погнать.
Любивший маневр и движение, 1031-й полк стремительно наступал на Тростинец.
Внезапно его по приказу командующего армией круто повернули на запад, и он за два месяца наступательных боев миновал Нежин, Конотоп, Бахмач. Командарм Черняховский определил для комполка Новикова особую и чрезвычайно важную задачу: выйти со своим полком из боевых порядков армии и, присоединив к себе в качестве усиления артиллерийские, минометные и танковые подразделения, быстро идти к Днепру, не ввязываясь в бои и не навлекая на себя внимание.
Под покровом темноты и лесов, 1031-й усиленный полк легко просачивался между флангами уже потрепанного противника. И в 20-х числах сентября он первым из частей нашей 60-й армии вышел к Днепру в 30-ти километрах севернее Киева, неподалеку от с. Пилява. Вышел сюда потому, что тут была немецкая переправа.
Такое значительное по численности военное соединение не могло пройти незамеченным, было обнаружено противником - переправа была взорвана немцами.
Доложив командарму обстановку, Новиков И.М. оставил на месте взорванной переправы для видимости два отделения бойцов, чтобы удерживать на себе внимание гитлеровцев. Оставшиеся бойцы разожгли в наступившей ночи там и тут костры, вели беспорядочную стрельбу. А основные силы полка скрытно двинулись по заросшему кустарником берегу вверх по течению Днепра.
Большую помощь оказал командиру полка местный житель села Окунниково Т. Е. Шиян, впоследствии награжденный орденом Красного Знамени. Он указал бойцам скрытые подступы к Днепру, помог достать спрятанные жителями лодки, сам перевозил бойцов на правый берег (фото 4 Переправа).

Первыми переправились саперы и соорудили на западном берегу два причала. Одному батальону удалось занять небольшой плацдарм. Затем к 2-м часам ночи 28 рыбацких лодок, поднятых со дна реки, и с десяток самодельных плотов из подручных средств начали переправу основных сил полка. В этом месте противоположный берег был особенно высокий и потому совсем не охранялся немцами.
И только на рассвете, когда в лодках уже находился третий батальон, завязался настоящий бой. На переправу одновременно обрушились и авиация, и артиллерия противника. А занятый нашими плацдарм был взят в полукольцо вражеской пехотой и танками. И уже не оставалось на нем ни одного живого места. Грохот, всплески огня и тучи дыма, пыли. И опять, как на Курской дуге, накрепко прирос к земле любивший стремительное движение 1031-й полк.
Целый день и целую ночь полк яростно сражался с гитлеровцами на небольшом плацдарме на том, занимаемом врагом берегу. Наши главные силы задерживались из-за отчаянных контратак противника перед самой переправой. Только на следующие сутки они смогли сломить здесь вражеское сопротивление и прийти на помощь полку.

Никакой другой бой, никакая другая победа не приносили этой легендарной боевой части столько наград и славы. Сотни солдат и офицеров получили ордена, медали. А 37 храбрейших из них, в том числе и командир полка Новиков Иван Миронович, удостоились звания Героя Советского Союза. При этом 17 человек - посмертно (фото 5 Герои дивизии).

Большое личное мужество и выдающиеся способности командира позволили впоследствии полковнику Новикову И.М. успешно командовать и дивизией.
В Музее в одной из витрин находятся подаренные полковником Новиковым его военные шинель и китель (фото 6, 7).

Принес он из разведбата в стрелковый полк и мужество первого шага - заповедь, завещанную ему во времена Гражданской войны красным командиром Ребровым: "Учись, сынок, мужеству первого шага".
Действительно, в любом бою, в любой ситуации, а тем более в критической, о, как важно, как необходимо, чтобы кто-то первым то ли крикнул бы "Вперед!", то ли хотя бы молча сделал начальный, первый шаг к наступлению! Именно этот призывный клич, именно это первое движение дает начало победе.

#Школа42Курск #Музей #ДеньГероевОтечества #ОбразованиеКурск #образование46